Малышев Вячеслав Александрович

Герой Соц.Труда
Малышев Вячеслав Александрович - заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, Народный комиссар танковой промышленности СССР, член Центрального Комитета ВКП(б), генерал-лейтенант инженерно-танковой службы.
Родился 3 (16) декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск Пермской губернии, ныне город Сыктывкар, столица Республики Коми. Русский. Сын учителя. В 1906 году семья переехала в город Великие Луки на
Псковщине.
Окончил железнодорожный техникум в городе
Великие Луки в 1924 году. Работал слесарем, машинистом паровоза в депо на станциях Подмосковное и Люблино. Член ВКП(б)/КПСС с 1926 года.
В 1926-1927 годах служил в Красной Армии.
В 1934 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана, в качестве дипломной работы представив проект мощного магистрального тепловоза. Распределён на Коломенский паровозостроительный завод имени В.В. Куйбышева. Работал на этом заводе конструктором, главным инженером, с мая 1938 года - директором.
В феврале 1939 года – октябре 1940 года - Народный комиссар тяжелого машиностроения СССР, в его ведении находилась и вся танковая промышленность Советского Союза. С 1939 года бессменно - член ЦК ВПК(б)/КПСС. В октябре 1940 года назначен заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров СССР (был им до мая 1944 года) и Народным комиссаром среднего машиностроения СССР (по сентябрь 1941 года).
В годы Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по август 1942 года и после короткого перерыва с июня 1943 года по октябрь 1945 года был Народным комиссаром танковой промышленности СССР. На этих постах проделал поистине титаническую работу по развертыванию танкостроения и организации серийного производства танков и другой бронетехники на Урале. Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы (5.08.1944).
Одновременно курировал и танковые конструкторские бюро. Добился уверенного количественного и качественного роста выпускаемых танков. Поддерживал внедрение передовых методов в производство, организовал тесную связь промышленности с наукой и с военными для устранения всех выявленных недостатков и внедрения необходимых улучшений в конструкцию машин. За годы войны советская танковая промышленность произвела 102 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок, более чем вдвое превысив танковое производство Германии с учётом промышленности порабощенных европейских
стран.
В июле - августе 1942 года В.А. Малышев находился в командировке в Сталинграде для организации
эвакуации танкового завода. Выполнил труднейшее поручение, проявил при этом выдающееся мужество во время бомбардировок города и при прорыве гитлеровских войск на его окраины.
"За выдающиеся заслуги в деле организации производства танков и артиллерийских самоходных установок, а также в освоении новых типов боевых машин и оснащении ими Красной Армии" указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1944 года генерал-лейтенанту инженерно-танковой службы Малышеву Вячеславу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Tруда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
Во всех воспоминания людей, работавших с Малышевым, красной нитью проходят указания на его невероятную работоспособность, выдающиеся организаторские качества, исключительный профессионализм и компетентность во всех вопросах вверенного ему дела. Как выдающегося организатора
промышленности его очень высоко ценил И.В. Сталин. За время войны Малышев 107 раз вызывался в кабинет Сталина для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. Чаше его вызывались только некоторые члены Политбюро ЦК ВКП(б) и никто из наркомов, не бывших членами Политбюро.
Видимо, благодаря своим высоким организаторским качествам, после Победы Малышев не был оттеснен на вторые роли, как большинство народных комиссаров военного времени. Более того, он направлялся на самые ответственные участки работы.
С октября 1945 года - Hародный комиссар транспортного машиностроения СССР (с марта 1946 года - Министр). В декабре 1947 года вторично назначен заместителем Председателя Совета Министров СССР (работал на этом посту по март 1953 года). Привлечён к руководящей работе по "атомному проекту" СССР, много сделал для ускорения создания атомного оружия державы: с декабря 1945 года он входит в состав Инженерно-технического совета Спецкомитета при Совнаркоме СССР. С апреля 1946 года — член Научно-технического совета Первого Главного управления при Совете Министров СССР. Возглавлял в этом Совете секцию по обогащению урана-235, обеспечивал координацию и контроль работы НИИ, КБ, машиностроительных и других предприятий
страны, участвовавших в создании промышленного производства по получению урана-235 высоких обогащений.
С января 1948 года одновременно - Председатель Государственного Комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство. В январе 1950 года назначен Министром
судостроительной промышленности СССР, направлен на этот пост для реализации амбициозной программы И.В. Сталина по созданию мощного надводного океанского флота СССР. С октября 1952 года - член Президиума ЦК КПСС (так тогда именовалось Политбюро ЦК КПСС), где курировал тяжёлую и оборонную промышленность.
Однако, в марте 1953 года после смерти И.В. Сталина снят с постов заместителя Председателя Совета
Министров СССР и члена Президиума ЦК КПСС, назначен министром транспортного и тяжелого машиностроения СССР.
Но уже в июне 1953 года назначен министром среднего машиностроения СССР. Под этим безликим наименованием скрывалась вся атомная промышленность СССР, включая добычу и переработку сырья для отрасли, производство ядерных вооружений, организация испытаний ядерного оружия, строительство атомных реакторов и атомного ледокольного и подводного флотов СССР.
Занимая этот пост в трудный период становления отрасли и будучи первым советским "атомным министром", Малышев сумел добиться выдающихся результатов. Также в декабре 1953 годa его в третий раз назначают заместителем Председателя Совета Министров СССР (по февраль 1955 года).
В мае 1955 года назначен председателем Государственного Комитета СССР по новой технике. На этом посту его основной задачей стало создание ракетно-космической отрасли СССР. В декабре 1956
года одновременно он становится первым заместителем Председателя Государственной экономической комиссии по текущему планированию народного хозяйства СССР.Генерал-полковник инженерно-танковой службы (19.04.1945). Награждён четырьмя орденами Ленина (15.04.1939, 5.06.1942, 5.08.1944, ...), орденами Суворова 1-й степени (16.09.1945), Кутузова 1-й степени (19.04.1945), медалями. Лауреат двух Сталинских премий СССР.
Скончался 20 февраля 1957 года в Москве от рака. Причиной болезни стала большая доза радиации, полученная Малышевым на испытаниях первой советской термоядерной бомбы в 1953 году,
где он тогда был председателем Государственной комиссии.
Урна с прахом В.А. Малышева захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Имя Героя присвоено Харьковскому заводу транспортного машиностроения, улицам во многих городах бывшего СССР. Бюст В.А.Малышева установлен перед зданием завода в городе Харьков (Украина).